Мы открыты для всех
Записаться на приём
Многоканальные (800) 234 34 34
Регистратура (351) 211 12 03
Платные услуги (351) 211 12 04

Психологические особенности дистанционной работы

Статья
Психологические особенности дистанционной работы

Психологические особенности дистанционной работы сотрудниц предприятий железнодорожного транспорта в условиях пандемии

Одним из мероприятий профилактики распространения коронавирусной инфекции на предприятиях железнодорожного транспорта является переход сотрудников на дистанционную работу.

Практика показывает, что данный метод, несомненно, имеет ряд положительных аспектов:

— экономия времени и транспортных расходов,

— возможность сотрудников самостоятельно определять рабочее пространство,

— быть свободным в выборе дресс-кода.

Но, наряду с этим, переход на дистанционную работу может вызывать у некоторых сотрудников ряд сложностей психологического характера, вызывающих эмоциональное напряжение и ухудшение функционального состояния.

Особенным образом дистанционная работа влияет на женщин, в силу их психологических особенностей и общественной социальной роли. По мнению исследователей, женщин отличает:

— повышенная, по сравнению с мужчинами, эмоциональность,

— приоритетная направленность на внутрисемейную проблематику,

— заинтересованность в стабильном характере коммуникаций, социальной активности и коллективной деятельности.

Дистанционная работа увеличивает время, которое женщина проводит в кругу семьи. Такая ситуация, с одной стороны, может иметь положительные стороны:

— увеличение времени на общение с детьми,

— полный контроль ситуации в семье,

— возможность занятия домашними делами.

Но с другой стороны, если в семье присутствуют такие особенности, как:

—  неблагоприятные жилищные условия (нет отдельного помещения для работы),

— неблагополучные отношениях с близкими (недостаточное взаимное уважение, разные подходы к решению социально-бытовых проблем и воспитанию детей, непонимание специфики дистанционной работы и др.)

Это может провоцировать конфликтные ситуации.

Кроме того, с позиции оценки психологических особенностей, в условиях дистанционной работы у женщин могут проявляться:

— сложности концентрации внимания на рабочем процессе из-за значительного количества отвлечений,

— утомление, обусловленное увеличением времени работы на персональном компьютере,

— напряжение, связанное с постоянной необходимостью самоорганизации в условиях снижения непосредственного контроля со стороны руководителя.

Так же психологический дискомфорт у женщин могут вызывать:

— недостаток профессиональной информации (не все источники оцифрованы),

— нехватка привычного неформального общения, которое сложно заменить коммуникациями с помощью социальных сетей.

Следовательно, ситуация пандемии выступает значимым фактором, способствующим проявлению у сотрудниц тревожных состояний.

Поэтому необычайную важность в условиях дистанционного обучения и пандемии приобретает умение сотрудниц владеть приёмами:

— концентрации внимания,

— самоорганизации повышения работоспособности,

— снижения и преодоления конфликтных состояний,

— снятия эмоционального напряжения и тревожности.

Приёмы концентрации внимания:

Наше счастье в основном определяется тем, на чём мы концентрируем наше внимание и как мы решаем относиться к внешним событиям. Если мы концентрируемся на том, что злит, раздражает или пугает нас, мы «подпитываем» эти эмоции, которые делают нас ещё более озлобленными или испуганными. Быстрейший путь разрушить этот негативный круг — направить свои мысли в другое русло и научиться избегать обид и преодолевать агрессию.

Приёмы самоорганизации и повышения работоспособности:

— Составьте распорядок дня, которому будете подчиняться Вы сами и все Ваши домочадцы.

— Ежедневно ведите список дел на день, в котором должно быть и время на отдых. Для полноценного комфорта женщина должна реализовать себя в течение дня сразу в нескольких сферах (схема приведена ниже в виде круга)

— Определяйте правильно приоритеты. Распределяйте свою занятость так, чтобы не ущемить время для целей и достижений, которые наиболее важны.

— Упростите свои рутинные дела. Спросите себя, что вы можете сегодня НЕ делать, и чему можете сказать «нет»? Делегируйте бытовые заботы другим членам семьи. Это повод приучить детей к домашним делам.

— Не терзайте себя ежечасно тем, что вам не хватает времени.

— Неустанно заботьтесь о своём теле. Высыпайтесь, обратите внимание на своё питание, регулярно делайте физические упражнения.


Костина Ирина Викторовна

Ведущий психолог Южно-Уральской дирекции здравоохранения